СЕТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ "ЕСЛИ ДОМА НЕТ…"

ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ ЛЮДЯМ В МОСКВЕ.

Работа с бездомными людьми в дореволюционной России

Опубликовала Надя Клюева 25 - мая - 2011

strannikСо времен крещения Руси раздача милостыни и странноприимничество считались непременной добродетелью каждого русского человека – от простолюдина до великого князя. Призрение нуждающихся вменялось в обязанность монастырям и приходам, которые должны были содержать богадельни, давая приют странникам и бездомным. В XVIII веке отношение к нищим, убогим, сиротам изменилось. Жизнь, перестроенная во многом на западный манер, породила филантропию, когда помощь оказывается из соображений абстрактного гуманизма, а не из любви к конкретному человеку. Благотворительность благополучных униженным и сирым будет существовать в обществе вплоть до революции.

Странноприимничество
В русском народе был распространен взгляд на богомольцев как на дело богоугодное. Хождение к дальним святыням пешком при огромных просторах России было бы, вероятно, просто невозможно для большинства паломников, если бы не было странноприимничества.
Понятие странник иногда отличали от понятия богомолец в обиходе и в письменных текстах, иногда же отождествляли их. Различие, если оно соблюдалось, состояло в следующем: странник — человек, который всю свою жизнь посвятил только хождению по святым местам, оставив другие занятия; а богомолец отправляется в конкретное паломничество, после которого возвращается к обычной своей жизни. Богоугодным делом повсеместно считалось принятие на ночлег и странников, и богомольцев. При перечислении лиц, останавливающихся у крестьян для ночлега, отдельно названы также солдаты и нищие.
По поводу священника-подвижника из Тверской губернии говорится: «Все странники и богомольцы, проходившие мимо Ржева, заходили к Отцу Матфею и в его доме получали спокойный приют. Число таковых простиралось иногда до 30-40 человек в один день. И всех он спешил принять, и был для всех и во всем добрым примером».
Гостеприимство по отношению к любым путникам повсеместно было распространено в России. Но особенно безотказно пользовались им те люди, которые шли с богоугодной целью. Хозяева просили богомольцев помолиться о них в тех местах, в которые они шли.
В XIX веке разворачивается частная светская благотворительность: основываются различные благотворительные общества, богадельни, приюты, Дома призрения, ночлежные дома.
Нуждающиеся трудоспособные мужчины и женщины в возрасте 20-45 лет могли надеяться только на небольшие денежные пособия и бесплатные обеды. Временную работу найти было не просто. Человек в лохмотьях, истощенный, без документов, но желающий честно трудиться практически не имел шансов на получение места. Это ломало людей нравственно и физически. Они попадали на Хитров рынок, где становились закоренелыми ворами. Вновь приучить таких людей трудиться, вернуть их обществу было непростой задачей.

Работные дома
Первый указ, в котором говорится о Работном доме, куда следовало принудительно помещать «молодых ленивцев», получающих «пропитание работой», был дан императрицей Екатериной II московскому обер-полицмейстеру Архарову в 1775 году. В том же году «Учреждение о губерниях» поручает устройство Работных домов вновь созданным приказам общественного призрения: «...в оных домах дают работу, а по мере работы пищу, кров, одежду или деньги... принимаются совершенно убогие, кои работать могут и сами добровольно приходят...»
Мужское отделение Работного дома располагалось в помещении бывшего Карантинного дома за Сухаревой башней, женское – в упраздненном Андреевском монастыре. В 1785 году его объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев». Получилось учреждение типа колонии принудительного труда, на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма, известная сегодня как «Матросская тишина». Кроме Москвы Работные дома были еще в Красноярске и Иркутске и просуществовали до 1853 года.
В 1838 году был утвержден устав Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню. В ведение комитета передали и городской Работный дом, учрежденный в 1837 году с целью предоставления заработка добровольно приходящим и принуждения к труду профессиональных нищих и праздношатающихся. Юсупов работный дом, как его называли в народе, находился в Большом Харитоньевском переулке, напротив Юсуповского дворца. Здание в 1833 году было отдано внаймы правительству под приют для бедных. Здесь призревалось до 200 человек. Приют содержался на средства Приказа общественного призрения. Со временем число призреваемых возрастало. По решению попечительского комитета и благодаря пожертвованию купца Чижова Юсуповский дворец купили. В 1839 году он окончательно перешел в ведение города и стал Работным домом.
Председатель попечительского комитета Нечаев, а по его примеру все члены комитета и служащие Работного дома трудились без вознаграждения, делая собственные посильные вклады. Число призреваемых доходило до 600 человек, была открыта больница на 30 коек. В это же время Лопухин пожертвовал Работному дому свое имение – село Тихвино.
Вновь поступающим давался испытательный срок. Через шесть месяцев их делили на два разряда: испытанных хорошего поведения и испытанных ненадежного поведения. Первые занимались работой по дому, получая по 4 копейки в сутки и половину цены за заказы.
В Работном доме оказывали трудовую помощь как добровольцам, так и доставляемым полицией. Направляемые на работы делились на два разряда: имеющих собственную добротную одежду и обувь, и не имеющих таковых. Рабочие первого разряда составляли артель и выбирали старосту, который руководил работами и получал за это к ежедневному заработку прибавку до 10 копеек. Относящиеся ко второму разряду также формировали артель, но работали под присмотром надзирателя. Заработок составлял летом до 25 копеек в день, зимой – до 20 копеек. Добровольцы первого разряда получали на 5-10 копеек больше, чем второго. Последним выдавались одежда, обувь, белье – разумеется, весьма и весьма подержанные.
Один характерный штрих. «Спроси у любого: как, мол, сюда попал, – пишет в своем очерке С.П. Подъячев (пребывавший в доме), – по пьяному делу... Все мы по пьяному делу... Просто мы уж очень слабы... к вину предвержены…».

Дома трудолюбия
В 1865 году утверждается устав Общества поощрения трудолюбия.
Отец Иоанн Кронштадтский взывал к людям, чтобы те помогали бедным. Он считал, что справиться с этой проблемой можно только всем миром. Воззвания эти были напечатаны в газете «Кронштадтский вестник» за 1872 год, № 3 и 18:
«…Причин кронштадтской нищеты и бедности множество, вот главные: бедность от рождения, бедность от сиротства, бедность от разных бедственных случаев, напр., от пожара, от кражи, бедность от неспособности к труду по причине старости или болезни, или калечества, еглк по маловозрастности, бедность от потери места, бедность от лености, бедность от пристрастия к хмельным напиткам и, в наибольшей части случаев, от недостатка труда и от недостатка средств, с которыми бы можно было взяться за труд: порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия…»
В своих статьях Иоанн Кронштадтский описывает ужасающие картины жизни бездомных людей и говорит: «…. господа, это дело касается до всех жителей города, как живущих на жалованье, так и купцов, мещан и прочих, имеющих какое-либо состояние. В том дело, чтобы всему кронштадтскому обществу, духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому образовать из себя попечительство или братство при разных церквах и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища…»
12 октября 1882 года в Кронштадте открылся первый в России Дом трудолюбия в специально построенном и прекрасно оборудованном 4-х этажном здании. Всем желающим там предоставляли простую работу, например, клейку картузов, трепанье пеньки и т. д., за которую они получали небольшую плату, здоровую, сытную пищу и чистый ночлег.
В состав Дома трудолюбия входили: пенькощипальная мастерская, в которой работало в течение года до 25 тысяч человек; женская мастерская, состоявшая из трех отделов – модного, белошвейного, вышивки и метки белья; сапожная мастерская, в ней под руководством опытного работника мальчики обучались изготовлению и ремонту обуви; народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек; ночлежный приют, где можно было переночевать за 3 копейки; бесплатное призрение бедных женщин: бесплатная амбулаторная лечебница; народные чтения с «туманными картинами», которые велись по воскресным и праздничным дням и заключались в разъяснении Евангелия, а также в общеполезных очерках по русской истории и литературе; бесплатное начальное народное училище; вечерние классы ручного труда; класс женского рукоделия; бесплатная детская библиотека при начальном училище; народная бесплатная читальня; воскресная школа; рисовальные классы; убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей; второй приют для малолетних обоего пола; загородный Дом милосердия имени Отца Иоанна, служивший летом для детей убежищем; Дом Андреевского приходского попечительства, где производилась ежегодно выдача денежных пособий бедным.
В 1888 году Отцу Иоанну удалось заложить и отстроить каменный трехэтажный дом для ночлежного приюта. 19 мая 1891 года была сделана закладка третьего здания – Странноприимного дома. Цель этого учреждения – дать бедному люду пристанище во время приезда в Кронштадт к о. Иоанну за молитвой и советом. Отец Иоанн любил говорить: «Дай неимущему прежде всего крышу».
В феврале 1894 года в Москве, на углу 3-й Тверской-Ямской и Глухого переулка открылся женский Дом трудолюбия. Получить там работу могли все желающие женщины – в швейных мастерских или на дому. Постепенно образовался целый благотворительный комплекс: мастерские, народная чайная, пекарня.
Одним из самых страстных пропагандистов «трудовой благотворительности» в России был барон О.О. Буксгевден. Его стараниями к 1895 году были открыты Дома трудолюбия в Вильне, Елабуге, Архангельске, Самаре, Чернигове, Витебске, Владимире, Калуге, Симбирске, Саратове, Смоленске и многих других городах Российской империи, в том числе названный Евангелическим второй дом трудолюбия в Петербурге, основанный на средства, собранные бароном среди лютеранского купечества. Все служащие Дома были из числа призреваемых, что позволило снизить расходы и увеличить количество рабочих мест. Учреждение было закрытое, то есть призреваемые в нем находились на полном содержании. Опыт показал, что работающие не умели распоряжаться полученными деньгами и оставались в бедственном состоянии, что и побудило совет обеспечить их кровом и едой. Ввиду этого, за исключением нескольких женатых стариков, всем искавшим работу ставилось условие, чтобы они жили в Доме трудолюбия.
Постепенно благотворители убедились в необходимости двух типов учреждений трудовой помощи для добровольцев. Один – где человек получал бы только временную работу до приискания постоянной. Другой – закрытый, предусматривающий изоляцию призреваемых от внешнего мира в воспитательных целях и, соответственно, полное их содержание. В последнем случае о «самоокупаемости» не могло быть и речи, требовалась финансовая поддержка государства и частных благотворителей. Наиболее целесообразной формой учреждений второго типа представлялась земледельческая колония: «…Человек, пришедший в лохмотьях искать работу, неспособен более к самостоятельному труду... Для такого индивидуума единственным спасением была бы рабочая колония вдали от города»…. Человеку же, лишившемуся работы недавно, вполне мог помочь городской Дом трудолюбия.
Бюджеты Домов трудолюбия складывались из членских взносов, добровольных пожертвований, выручки от продажи производимой продукции, платы за городские работы, средств, получаемых от благотворительных концертов, лотерей, кружечного сбора, а также из дотаций государства и общества. К 1898 году в России было уже 130 Домов трудолюбия.

Надежда Клюева,
координатор проекта «Служба помощи бездомным Каритас»

Материал подготовлен на основании следующих источников:

1. Елена Храпоничева. ДОМА ТРУДОЛЮБИЯ. "Московский журнал", №9, 1999

2... Жизнеописание святого Иоанна Кронштадтского.http://bibliotekar.ru/zhizneopisaniya/35.htm

3. Спешилова О. Праведный Иоанн Кронштадтский в истории Кронштадта. Русская линия.  13.11.2007

4. Попов И.В. Святыни Кронштадта: Дом трудолюбия. http://www.leushino.ru/conference/1-9.html

*Картина Н.К. Рериха

Хостинг предоставлен компанией «AGAVA»

TWITTER

    ВИДЕО

    FLICKR

    4175_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4172_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4161_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4157_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4156_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4151_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_