СЕТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ "ЕСЛИ ДОМА НЕТ…"

ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ ЛЮДЯМ В МОСКВЕ.

Открытое письмо Президенту РФ о проблеме социальной адаптации бывших заключенных и бездомных

Опубликовала Лена Коваленко 3 - ноября - 2010

1 ноября 2010
Некоммерческое партнерство
«Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию»
Екатеринбург

Открытое письмо Президенту РФ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В настоящее время в нашей стране существует социально важная и значимая проблема, суть которой заключается в том, что в государстве не создан реально работающий механизм социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также лиц, которые по тем или иным причинам стали бездомными и оказались на обочине жизни.
Ситуация усложняется тем, что у многих людей из этой категории наших сограждан отсутствуют документы, в том числе основной документ – паспорт гражданина Российской Федерации.
Современные российские бездомные – это социальная группа, состоящая из людей, различных по своему возрасту, полу, образованию, состоянию здоровья, интеллектуальному уровню, темпераменту, жизненному опыту, взглядам на жизнь, наличию (сохранности) социальных связей, профессиональной подготовке и квалификации, причинам утраты жилья и др.
Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России, однако в настоящее время она не может быть объективно оценена в полной мере. Причиной тому является отсутствие сколько-нибудь внятных статистических данных от общей численности лиц без определенного места жительства (БОМЖ) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи населения используют лишь «оседлое» население. Бездомные органами статистики не учитываются. Ведомственные (милицейские, медицинские и т.п.) статистические данные, а также отдельные исследования, проводившиеся как государственными структурами (например, Министерством труда и социального развития Российской Федерации) не дают всеобъемлющей картины российской бездомности, не позволяют в полной мере выявить динамику изменений и тенденции развития проблемы.
Вместе с тем, анализ российского законодательства, а также анализ правовых проблем, с которыми сталкиваются лица БОМЖ, вынуждает с горечью констатировать, что бездомные в современной России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения.
Показательным в этом отношении является тот факт, что в подавляющем большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности, бездомные не упоминаются ни как субъект правоотношений, ни как объект заботы государства. Исключение составляют, пожалуй, лишь отдельные нормы, касающиеся уголовного и административного преследования.
Ныне действующее Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.1996г. №670 (ред. от 29.07.2010), не обеспечивает в полной мере решение данной проблемы.
Вместе с тем, количество бездомных в нашей стране не уменьшается, а лишь нарастает. Проблема существует. Не имея паспорта и регистрации по месту жительства, люди без определенного места жительства не могут быть полноправными членами общества, они не могут реализовать ряд своих законных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации: права на труд, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на гарантированную судебную защиту прав и свобод и другие.
Так, ч.2 ст.64 Трудового кодекса РФ устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Этой же позиции придерживается и судебная практика, так, в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (с изм.и доп.) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения, является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.
Данные нормы не работают. Работодатели избегают заключать трудовой договор с лицом без определенного места жительства, маскируя отказ другими мотивами или прямо указывая, что причиной отказа является отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.
Конституционное право на социальную защиту от безработицы лицу, не имеющего паспорта и постоянной регистрации по месту жительства, реализовать невозможно.
На основании п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (с изм.и доп.) «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.
П.2 Порядка регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (с изм.и доп.) также указывает, что регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства. И только первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов (п.4 указанного Порядка регистрации безработных граждан). Регистрация в целях поиска подходящей работы уже невозможна, согласно (п.7 указанного Порядка регистрации)...

ЧИТАТЬ ЦЕЛИКОМ

Хостинг предоставлен компанией «AGAVA»

TWITTER

    ВИДЕО

    FLICKR

    4175_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4172_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4161_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4157_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4156_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_4151_I-ROSSIKOV.NAROD.RU_РОССИКОВ ИЛЬЯ_